Системы менеджмента качества
СМК основана на восьми принципах менеджмента качества:
- Ориентация на потребителя — организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.
- Лидерство руководителя — так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение её целей (миссии).
- Вовлечение персонала — так как персонал организации является её основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной, опора лидеров на него - залог успеха.
- Процессный подход — СМК организации не статичное образование и её элементами являются процессы, через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечивают любые изменения.
- Системный подход к менеджменту — подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации.
- Постоянное улучшение — основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.
- Принятие решений, основанных на фактах — напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками — вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.
Цель СМК:
Достижение долгосрочного успеха путём максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества. (соответствие как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).
Задачи СМК:
Постоянное улучшение качества продукции и снижение затрат на обеспечение качества посредством использования цикла PDCA (цикл Деминга), состоящего из: планирования, действия, анализа, корректировки (устранение причин несоответствия, а не просто коррекция полученных результатов);
создание у потребителей уверенности в отсутствии брака за счет сертификации системы менеджмента качества.
Тактика СМК:
Предупреждение причин дефектов.
Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества.
Активное стратегическое управление.
Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов за счет корректирующих и предупреждающих мероприятий.
Использование научных подходов в решении задач.
Регулярная самооценка.
Управление знаниями.